Коломна
  История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Современная Коломна Коломна творческая По Рязанской дороге  
История Коломны Краткая история КоломныДревние городища и курганыВятичанка из XII векаИстория развития Коломенского машиностроительного завода в XIX векеСтроительство Московско-Казанской железной дорогиСобытия в Коломне в 1905 году Советская Коломна. Исторические события Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дороге

Строительство Московско-Казанской железной дороги

Для развития Коломны, да и окрестных поселков и деревень важное значение имело открытие Рязанской железной дороги и ее Куровской ветки (теперь Московско-Казанская железная дорога). История их строительства и ввода в действие мало известна в наше время.

Строительство дороги было вызвано важными экономическими интересами. Хлеб в Москву издавна завозили в основном из Саратовской губернии, по Волге и Оке — до Коломны. Здесь он складировался до весны, чтобы по большой воде на баржах его доставить в столицу. Такая система имела много неудобств.

В 1858 г. «с высочайшего Его Императорского Величества соизволения» было разрешено производить изыскания к устройству железной дороги от Москвы до Саратова. Проектов было два. Выбор пал на левый берег Москвы-реки, более ровный, со сравнительно небольшими речками. 9 июня 1860 г. было утверждено направление дороги между Москвой и Коломной, а уже 11 июня на этом участке начались работы. Их торжественное освящение состоялось 26 июня того же года у села Косино.

С самого начала сооружались 6 промежуточных станций: Люберцы, Быково, Раменское, Фаустово, Воскресенское и Пески. Поскольку проектирование дороги было поручено английским инженерам, то они предусмотрели от Москвы до Рязани левостороннее движение поездов. Этот порядок сохранился до наших дней.

Спустя полтора года после начала строительства, в начале 1862 г., появилась возможность проехать по головному участку пути. Поезд был составлен из паровоза и двух вагонoB, в которых разместились акционеры, подрядчики, служащие дороги, всего — 30 пассажиров. 24 января 1862 г. газета Московские Ведомости» возвестила, что в минувшее воскресенье, а именно 21 января, был совершен первый пробный ройс по только что проложенному пути на расстояние 45 верст от Москвы до села Троицкое-Раменское.

А уже в июле 1862 г. состоялось открытие железнодорожной линии от Москвы до Коломны. Вот как об этом сообщали те же «Московские Ведомости» 21 июля 1862 года:
«Москва. Вчера происходило открытие Коломенского участка Саратовской железной дороги. Многочисленный поезд из распорядителей праздником и многих гостей, в числе 200 человек, тронулся из Москвы в 12-м часу и после продолжительной остановки на Раменской станции прибыл в Коломну в 4-м часу. В 7 часов вечера поезд отправился в обратный путь и прибыл в Москву в 11 часов. Протяжение новооткрытого участка железного пути — 106 верст.»

С этого дня по дороге ежедневно стали ходить две пары товарно-пассажирских поездов. Линия, как всегда в России, была пущена в эксплуатацию с недоделками. В одной из газетных статей автор сетовал: «Станций, обыкновенно понимаемых, каковые, например, существуют на соседней Владимирской дороге, нигде нет, платформы не готовы; на обратном пути нам приходилось выпрыгивать из вагона и потом с большим трудом влезать в него; а в самой Москве локомотив остановился так любезно, что пассажиров снимали по лестнице, а дам — на руках...»

Так начиналась Московско-Казанская железная дорога. В первое время она была однопутной. Вагоны были 4-х классов. Строительство второго участка — от Коломны до Рязани-было продано оптовому подрядчику, военному инженеру, подполковнику К.Ф. фон Мекку. Движение на этом участке (по временному деревянному мосту) стало осуществляться 27. августа 1864 г., а после окончания строительства постоянного моста, 20 февраля 1865 г., было открыто нормальное пассажирское и товарное движение по всей дороге от Москвы до Рязани. (Краткий отчет развития сети Общества Московско-Казанской железной дороги. М., 1913 г.)

4 мая 1865 г. «Московские Ведомости» извещали об открытии одной из промежуточных станций и, быть может, о первом дачном поезде на данной железной дороге:
«С 1-ro мая,открыта станция Перово. По воскресным и праздничным дням будут отправляемы особые поезда в 2 часа пополудни из Москвы в Перово и Люберцы, а в Москву из Люберец в 9 часов и из Перово в 9 часов 30 минут пополудни.»

В 1870 г. было открыто движение до Рязани по второму пути. Объем перевозок теперь возрастал из месяца в месяц. Кроме того, на линии появлялись новые станции и платформы. После открытия движения до Рязани дорога из Саратовской была переименована в Рязанскую. На схеме участка железной дороги до Быкова, помеченной 1878 г., кроме станции Перово, названа и платформа Вишняки. (ЦГИА, ф. 179, оп. 20, д.74). При этом название писалось через «и», но потом чаще стали писать через «е».

С появлением малаховской платформы (1884) началась дачная жизнь не только в Малаховке, но и в Томилино, Краскове, которые быстро стали излюбленными дачными местами москвичей. Добраться до Краскова от станции можно было по проселочной дороге, о которой упоминает В.А. Гиляровский в своей книге «Друзья и встречи».

Летом 1898 г., больше ста лет назад, по Казанской дороге ежедневно курсировали: 4 поезда до Рязани, по одному до Казани и Луховиц, 2 до Голутвина, 6 ежедневных и 3 в праздничные дни — до Раменского, а также один экспресс до Люберец. Список станций до Быкова был таков: Москва товарная (сейчас Электрозаводская), Сортировочная, Перово, Шереметево (сейчас Плющево), Вешняки, Косино, Подосинки (сейчас Ухтомская), Люберцы, Томилино, Малаховка, Удельная, Быково.

По сведениям известного краеведа Люберецкого района А А. Белова, первое сообщение о платформе Красково приводится в справочнике «Официальный Указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1901/1902 гг.» Упоминается полустанок Красково и н издании «Памятная книжка Московской губернии на 1904 г.» Административно в то время Красково входило в состав Выхинской волости, 1-го стана Московского уезда. А Малаховка относилась к Быковской волости Бронницкого уезда.

Сведения о Куровской ветке Московско-Казанской дороги имеются весьма скудные. В книге «Все дороги ведут в Москву (Московский рабочий, 1971 г.) отмечено: «В 1903 г. было начато сооружение дороги Люберцы - Арзамас. Однако начавшаяся в 1904 г. русско-японская война, а затем революция 1905 г. помешали строительству. Лишь в 1910 г. здесь возобновились работы. Первый поезд до Черустей прошел в декабре 1911 г.»

Однако в приложении к изданию «История железнодорожного транспорта России. Т.1: 1836-1917 гг.» (СПб., 1994 г.) сообщается, что участок Люберцы — Куровская протяженностью 67 километров введен в эксплуатацию в 1899 г. Видимо, в 1903 г. речь шла о строительстве следующей очереди, где, судя по архивным источникам, более всего уделялось внимание проектированию моста через Оку в г. Муроме.

Развитое железнодорожное сообщение позволило Коломне стать ведущим промышленным и машиностроительным центром дореволюционной России. Удобные транспортные пути обеспечили быстрые поставки сырья и вывоз готовой продукции в столицу и вглубь империи. Дорога дала импульс развития и всем поселкам, городкам, деревням, оказавшимся рядом с дорогой во все концы страны. Московско-Казанская дорога - одна из важнейших магистралей и сегодня, соединяющая в том числе и Коломну со столицей и отдалёнными городами.

М.Г. Ермишин

Литература: Наше Красково. М:Энциклопедия российских деревень, 1998, ISBN 5-88367-025-3.



Далее: События в Коломне в 1905 году

    → Главная   → История Коломны   → Строительство Московско-Казанской железной дороги  


Старые фото Коломны На каяках по Осетру Иконы Коломны в музеях и среди нас
  История Природа Древность Современность Творчество Окрестности  
Коломна.su, 2010-2022. Город Коломна - история города,
достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды,
коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты.
Контакты
Партнеры
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Tatsel.ru