Коломна
История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Современная Коломна Коломна творческая По Рязанской дороге  
История Коломны Краткая история КоломныДревние городища и курганыВятичанка из XII векаИстория развития Коломенского машиностроительного завода в XIX векеСтроительство Московско-Казанской железной дорогиСобытия в Коломне в 1905 году Советская Коломна. Исторические события Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дороге

История развития Коломенского машиностроительного завода в XIX веке

Бурное развитие железнодорожного транспорта в Российской империи стало толчком для строительства Коломенского завода. 2 сентября 1863 года инженер А.Е. Струве, который был начальником на одном из строительных участках дороги Москва-Саратов, получил право на возведение различных построек, как фабричных, так и заводских. Эта дата и считается датой основания Коломенского завода. На левом берегу реки Оки инженер построил мастерскую для строительства моста через реку, а позже она была преобразована в завод, который с течением времени стал одним из крупнейших в России.

В 1863 году на новом месте возводятся три цеха: чугунолитейный, кузнечный, механический, а рядом устанавливаются навесы для сборки мостовых частей. Также пополняется оборудование завода машинами и станками. Уже к 1865 году было построено 9 производственных зданий. В этом же году Струве приглашает своего брата Г.Е. Струве в качестве компаньона, который был военным инженером. В эти годы завод специализируется на строительстве мостов. За несколько лет своего существования завод построил множество мостов от Серпухова до Курска и Киева, от Коломны до Воронежа. Самым большим мостом современники назвали Киевский мост через реку Днепр, он имел протяженность свыше 1 км.

В марте 1969 года завод выпустил свой первый паровоз, который развивал скорость до 20 км в час, к концу года таких паровозов было 15. Завод набирал темпы и развивался с огромной скоростью, а это требовало преобразований. 5 ноября 1971 года император Александр II утвердил устав акционерного общества КМЗ, который начал действовать с 1 января 1872 года.

1873 год отмечен в истории КМЗ выпуском первого товарного паровоза своей конструкции, и уже в следующем году был построен первый пассажирский паровоз по собственным чертежам. Они имели ряд преимуществ, например коломенский товарняк мог вести состав на 105 тонн тяжелее, чем состав французского производства.

В 1876-1878 годах был построен в Петербурге Литейный мост, он считается самым изящным и грандиозным сооружением. Возведение данного объекта примечательно тем, что впервые в мире для строительства моста была использована электрическая лампа А.Н. Лодыгина. Заводу, который расположился на берегах двух, рек было выгодно наладить производство пароходов, и так первый речной мелкосидящий пароход был построен в 1878 году и назывался "Кулебаки", на тот момент для своих нужд КМЗ выпустил уже 4 буксирных парохода.

В 1882 году был построен первый пароход для пассажирских перевозок "Густав Струве". После чего пароходы, произведенные в Коломне, появились на реках Волге, Оке, Северной Двине, Москве и других реках. 1883 год отмечен, как год начала производства сельскохозяйственных машин, он выпускал конные и паровые молотилки, соломорезки, сеялки, веялки и другие орудия для сельского хозяйства. В 1887 году на КМЗ был выпущен 1000 паровоз.

С 1891 года Коломенский машиностроительный завод начинает строительство для Киева двух первых в России трамваев (длина вагона была 6,7 м, а ширина 2,3 м, они имели 23 стоячих и 11 сидячих пассажирских места). Официально запущена трамвайная линия была 28 мая 1892 года. Из-за особенностей рельефа Киева Струве предложил киевским властям построить вместо канатной линии электрическую трамвайную линию. Так в Киеве появился первый в России электрический трамвай маршрутом Крещатик - Подол.

В 1894 году КМЗ посетил министр финансов С.Ю. Витте, увидев цеха и налаженное производство, министр не смог не высказать удивления, а острая нужда правительства в хороших локомотивах стала толчком для подписания солидного заказа сроком на 5 лет. Однако не все так гладко было на заводе, в июле 1896 года произошла очередная забастовка рабочих, которые протестовали против произвола администрации КМЗ и штрафов за прогулы. В этот раз из-за крупных государственных заказов администрация пошла рабочим на уступки.

В 1898 году впервые в России на предприятии был применены генераторы трехфазного тока. КМЗ использовал генераторы, приобретенные в Берлине.

В 1899 году на Коломенском машиностроительном заводе был построен пароход-ледокол для рейсов Свияжск-Зеленый Дол. За свою историю завод выпустил огромное количество тепловозов, паровозов, теплоходов, трамваев, электровозов, пароходов, газотурбовозов, вагонов, мостов и другой продукции, которая была известна не только на всю Россию, но и за рубежом.

В советские времена КМЗ был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.



Далее: Строительство Московско-Казанской железной дороги

    → Главная   → История Коломны   → История развития Коломенского машиностроительного завода в XIX веке  



    © Коломна.su, 2010-2014. Город Коломна - история города,
    достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды,
    коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты.
Контакты
Обратная связь
Партнеры
О проекте
Карта сайта
Идея и поддержка:
Tatsel.ru
  Главная | История Коломны | Природа Коломны | Древняя Коломна | Современная Коломна | Коломна творческая | По Рязанской дороге