Коломна
  История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Современная Коломна Коломна творческая По Рязанской дороге  
История Коломны Краткая история КоломныДревние городища и курганыВятичанка из XII векаИстория развития Коломенского машиностроительного завода в XIX векеСтроительство Московско-Казанской железной дорогиСобытия в Коломне в 1905 году Советская Коломна. Исторические события Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дороге

Вятичанка из XII века

У нее умное и спокойное лицо. Глубокий, чуть грустный взгляд. Оригинальная повязка на голове. Украшения на виске и шее строги и изящны. Кажется, что эта женщина высока и стройна.

Каким образом из глубины веков пришла она к нам? Началось все с того, что подмосковный краевед М.И. Терентьев неподалеку от деревни Токарево обнаружил большой курганный могильник. Об этом было сообщено в Институт археологии Академии наук СССР. Люберецкие краеведы просили произнести раскопки курганов с целью определения происхождения могильника.

Находка заинтересовала институт, и в 1975 году в токаревский лес прибыли члены археологического кружка при Государственном историческом музее, группа школьников Москвы. Под руководством кандидата исторических наук Н.Г. Недошивиной они произвели раскопки четырех курганов.

Было установлено, что могильник является кладбищем славян-вятичей, живших в XII веке. В одном из курганов была захоронена женщина лет 35. Хорошо сохранившийся череп, остатки ткани дали возможность обратиться к специалистам с просьбой о восстановлении ее облика. И вот к делу приступили заведующая лабораторией пластической и антропологической реконструкции лица по черепу при Институте этнографии Академии наук Г.В. Лебединская и М.А. Сабурова, диссертация которой называется «Головные уборы женщин Х-XII вв.» Результатом их работы и явился портрет вятичанки, чьи останки были найдены в кургане у дер. Токарево.

Реконструкция портрета вятичанки XII века
Реконструкция портрета вятичанки из кургана у деревни Токарево

В XII веке подмосковные крестьяне (смерды, как они именуются в письменных источниках) еще сохраняли языческие обычаи и ритуалы. Одежда и украшения их были традиционными. Именно по украшениям археологи уверенно определяют дату захоронения и племенное происхождение умершего. Для вятических женщин особенно типичны так называемые семи-лопастные височные кольца. Они закрепляли их в головной убор с двух сторон. Все «ювелирные» изделия изготовлялись местными мастерами из медного сплава (бронзы) или серебра, встречаются украшения и из железа. Замужние женщины ходили всегда с покрытой головой — платком из льняной или шерстяной ткани. Показаться на людях с непокрытой головой считалось неприличным и даже позорным (отсюда поговорка-«опростоволоситься»).

Вятичанка была похоронена в платке из редкой льняной ткани. На лбу повязана лента из орнаментальной льняной ткани и закреплена височными кольцами. Шею обрамлял стоячий (на бересте) воротник из шерстяной ткани, прошитой золотой тонкой нитью. Как полагает археолог Н.Г. Недошивина, ткань привозная — византийского происхождения. На шее было ожерелье из набора круглых бус горного хрусталя и красных пирамидальных сердоликовых. Пальцы украшали бронзовые вятические перстни, на одной руке был надет витой бронзовый браслет. Так выглядела женщина, жившая в нашем крае в годы основания Москвы Юрием Долгоруким. Портрет был передан авторами в дар Люберецкому краеведческому музею.

Д.Д. Гущин
Газета "Люберецкая правда", 1976 год



Далее: История развития Коломенского машиностроительного завода в XIX веке

    → Главная   → История Коломны   → Вятичанка из XII века  


Старая Коломна На каяках по Осетру Старые фото Коломны
  История Природа Древность Современность Творчество Окрестности  
Коломна.su, 2010-2022. Город Коломна - история города,
достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды,
коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты.
Контакты
Партнеры
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Tatsel.ru