История Коломны | Природа Коломны | Старая Коломна | Современная Коломна | Коломна творческая | По Рязанской дороге |
История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дорогеПеровоКузьминкиКрасковоОбарнич станВотчина Матрёны КрасновойСоседи Матрёны КрасновойИмение князей ГолицыныхУсадьба князя Юрия Петровича ТрубецкогоВладение князя Юрия Юрьевича ТрубецкогоЦерковь Владимирской иконы Божией матери в КрасковеБыковоКривцыМарковоБронницыФаустовоВиноградовоМарчугиНикитскоеСтепановскоеМарьинкаЛопатинский рудникКривякиноПруссыГородняШкиньЧеркизово и СтаркиСенницыЗарайск | Церковь Владимирской иконы Божией матери в КрасковеНазвание села «Богородское» появилось в связи со строительством в имении князя В.А. Голицына церкви во имя Владимирской иконы Богородицы. Более подробные сведения об этом храме содержатся в отказной книге за 1672 г.: «...церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятые Богородицы Владимирская, а в церкви образы и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви поп Михей». К этому времени в приход церкви входили в селе Богородском-Малышеве «двор боярский и дворы кабальных людей, а также 9 крестьянских дворов в деревне Красковой с 27 человек». После того, как село Богородское с деревней Красково по раздельной записи достались князю Юрию Петровичу Трубецкому, эти населенные пункты стали считаться одним поселением, а именно селом Богородским-Красковом. Несмотря на богатство владельцев села Богородского, церковь при дальнейших перестройках оставалась деревянной до середины XIX в. Имеются сведения, что в январе 1779 г. тогдашний владелец села «полковник князь Василий княж Никитин сын Трубецкой» просил архиепископа московского и калужского Платона (Левшина) разрешить вместо старой церкви, «которая от давнего построения пришла в крайнюю ветхость», построить новую деревянную на его личные средства, «в том месте в тож наименование с двумя приделы» (Николая Чудотворца и Симеона Богоприимца). На время строительства Трубецкой предлагал проводить службы в одном из покоев барского дома, находившегося в непосредственной близости от строящегося храма. Высокопреосвященный Платон выразил несогласие с этими просьбами. Архиерей согласился дать благословение только на строительство храма с одним приделом, а службы проводить обязательно в ближайшей церкви. Нами не найдено документов, объясняющих решение архиерея. Но князь В.Н. Трубецкой вследствие этого спора отложил строительство, а потом село сменило нескольких хозяев, прежде чем в 1798 г. его владельцем стал коллежский советник Иван Дмитриевич Орлов. Поскольку церковь в имении уже не действовала и «была к падению опасна», новый хозяин обратился в Консисторию за благословением на строительство нового храма, согласившись со всеми предложениями архиерея. В 1799 г. он получил благословенную грамоту, и в 1803 г. новая деревянная однопрестольная церковь во имя Владимирской Богородицы была построена, «приличествующим церковным благолепием украшена, утварью снабжена», а 1 сентября этого же года освящена. В консисторском деле о строительстве церкви сохранились некоторые прежние документы, в частности, план и фасад того храма, который предлагал построить князь В.Н. Трубецкой. Судя по чертежам, храм проектировался выдающимся русским архитектором круга Баженова — Казакова. Богато украшенный деталями фасад с лестницей на два всхода напоминал Владимирскую (Христорождественскую) церковь располагавшегося вблизи села Быкова, автором которой, как предполагают, является В.И. Баженов. Вероятно, эти документы послужили основой для строительства последнего по времени деревянного храма в 1799 — 1803 гг.
В феврале 1831 г. Иван Дмитриевич Орлов просит благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) на строительство рядом, «с отступом 6 саженей» от выстроенной деревянной Владимирской церкви, нового каменного храма. К прошению прилагался проект каменного храма (к сожалению, план и фасад не найдены, имя автора не известно), направленный на рассмотрение епархиального начальства. Уже в начале марта губернским архитектором была создана комиссия, чтобы «учинить дознание», на каких условиях передается земля помещиком причту под строительство храма, каково состояние почвы на выделенном участке и т.д. Как только комиссия 6 мая «дозволила постройку», И.Д. Орлов, не дождавшись храмозданной грамоты на построение кирпичной Владимирской церкви, немедленно начал строительство. 21 мая (опять же без разрешения епархиального начальства) он просил приходского священника Петра Иоанова отслужить на месте будущего строения молебен с водоосвящением. Это вызвало возмущение Консистории: Петру Иоанову было запрещено священнослужение и исправление треб, а выдача храмозданной грамоты была задержана до окончания всех формальностей. После того, как И.Д. Орлов официально передал в собственность Владимирского причта свою землю в количестве 57 квадратных сажен на построение новой церкви, в августе 1831 г. митрополит Филарет разрешил и благословил строительство. В 1833 г. работы были завершены, однопрестольный кирпичный храм освящен. В начале 1890-х гг. усадьба при селе перешла во владение князя Андрея Сергеевича Оболенского. В 1894 г. решено было пристроить с южной и северной сторон Владимирской церкви два придела. Проект заказали известному московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому (1829 — 1897). Он подготовил чертеж фасада и проект перестройки колокольни (предполагалось реконструировать только верхний ярус), одобренный строительным отделением московского губернского правления 28 марта 1895 г. (в состав комиссии входили известные московские архитекторы П. Самарин, Н. Кокорин, Л. Вейнденбаум). Указ с согласием Преосвященного был получен 19 апреля 1895 г. В конце того же года было завершено строительство приделов Преподобного Сергия Радонежского и Святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Софьи. Освящение новых приделов состоялось в ноябре 1895 г. («Московские церковные ведомости». 1895. № 31, 33.), а колокольня была оставлена без изменения.
После закрытия церкви в середине 1930-х гг. в ее здании в разные годы размещались склады, общежитие, художественные мастерские. Верхняя часть колокольни была разобрана, вместо нее был установлен водонапорный котел. В 1960-1980-х гг. здание использовалось под клуб и было внутри перестроено. В сентябре 1990 г. Советом по делам религии при Совете Министров СССР было принято решение «передать обществу для молитвенных целей имеющееся в поселке здание бывшей Владимирской церкви». Владимирской церкви был отведен земельный участок в бессрочное пользование. 6 января 1991 г., в канун праздника Рождества Христова, была совершена первая после долгого перерыва Божественная литургия. С помощью населения были разобраны устроенные в храме этажные перекрытия, очищено место главного алтаря, которое было занято кинобудкой. С праздника Святой Пасхи богослужения стали совершаться в центральном алтаре. В следующем году был установлен металлический крест над куполом храма, внутри поставлен резной иконостас. Со временем церковь Владимирской иконы Божией матери в Краскове обрела красивый облик, и храм стал центром духовной православной жизни поселка.
|
История Природа Древность Современность Творчество Окрестности |
Коломна.su, 2010-2022. Город Коломна - история города, достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды, коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты. |
Контакты Партнеры |
О проекте Карта сайта |
|
Tatsel.ru |