Коломна
  История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Современная Коломна Коломна творческая По Рязанской дороге  
История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дорогеПеровоКузьминкиКрасковоБыковоКривцыМарковоБронницыФаустовоВиноградовоМарчугиНикитскоеСтепановскоеМарьинкаЛопатинский рудникКривякиноПруссыГородняШкиньЧеркизово и СтаркиСенницыЗарайск

Марчуги

Происхождение названия села

Удобное расположение села на высоком берегу Москва-реки, рядом с разливными лугами и лесными массивами позволяет предположить, что эта местность была обитаема издревле. Рядом с Марчугами, почти вплотную, расположена деревня Городище, название которой указывает на существование здесь в древности некоего укреплённого и многолюдного поселения, возможно, разграбленного или сгоревшего, а потом вновь заселённого.

Этимология названия села - предмет различных толкований. Само название в разных источниках пишется по разному: Марчуги, Марчухи, Морчюки, Марчюково. Наиболее разумный разбор названия по составу: «мор-мар» - корень, «чук-чух» - патронимический суффикс, означавший отечество, дававший указание на сына или ученика кого-либо, впоследствии приобретший уменьшительное значение.

Наиболее логичной представляется версия происхождения названия от местного обозначения пойменных земель. Москва-река в этом месте образовывала несколько неустойчивых русел, которые формировали широкую низину, в прежние века целиком заливавшуюся в период весеннего таяния снега и льда. «Морчюки» или «марчуки», как называли образовывавшиеся заводи, возможно, восходят к сравнению с маленьким морем.
Ближайшая аналогия словообразования: барин - барчук (маленький барин).

Крестовоздвиженский храм в деревне Марчуги - охранная табличка
Вид на Крестовоздвиженский храм в деревне Марчуги

Помимо типичных сельскохозяйственных работ и дел, обитатели Марчугов и окрестных деревень издревле занимались коневодством и промыслом вытаскивания кораблей вверх по течению Москва-реки от Коломны до столицы. Сочные и обширные пойменные луга давали возможность заготавливать на зиму достаточные запасы сена, чтобы содержать лошадей и заниматься их разведением. Сложная местность и неустойчивое русло реки требовали помощи лоцманов и конной тяги для подъёма кораблей по воде против течения. Артели коневодов и бригады, занимавшиеся перегоном судов по реке, существовали в Марчугах вплоть до начала XX века.
Поэтому реалистично предположение и о том, что первоочередным значением слова «марчуги» было указание на то, что в этих землях живут дети «моряков».
Ближайшие аналогии в образовании фамилий: коваль - Ковальчук, бондарь - Бондарчук.
Можно также отметить существующие фамилии Марчук, Марчугов, Марчуков и т.п.

Интересно, что село Фаустово, расположенное с другой стороны Москва-реки, на северной границе низины, упоминалось в письменных источниках как «Фаустово, Марчуги тож», что указывает на весьма широкое использование слова «марчуги» для описания всей этой местности.

Существует и ещё две дервни Марчуги на карте Российской федерации — это деревня в Нытвенском районе Пермского края, над пойменными землями Камы, и деревня в Кимовском районе Тульской области.

Крестовоздвиженский храм в деревне Марчуги - охранная табличка
Вид на колокольню Крестовоздвиженского храма

Версия происхождения названия от церковного имени «Марк» не соответствует временным границам и логике возникновения названий: хотя христианство уже распространилось по русским землям, названия населённых пунктов всё же восходили к каким-либо описательным характеристикам или прозвищам обитателей и владельцев, которые по большей части не основывались на церковных именах.
Есть и легенда о хане Марчухе, принявшем крещение и основавшем поселение на русских землях. Письменных подтверждений этой версии не существует.

История села Марчуги

Письменная история села Марчуги начинается с 1451 года, упоминание о селе (в написании Марчюково) встречается в завещании княгини Софьи Витовтовны, вдовы великого князя Василия I Дмитриевича. Софья Витовтовна, вероятнее всего, получила село в подарок или в наследство от мужа. Из трёх сохранившихся духовных грамот князя Василия I разных лет известно, что он оставлял жене коломенские волости, в составе которых, возможно, находились и Марчуги. Волости эти считались богатыми и желанными, что косвенно указывает и на относительное благополучие их обитателей.

Наследник Софьи Витовтовны князь Юрий Васильевич Меньшой завещал село Архангельскому собору в Москве, и в 1472 году село перешло в церковное владение. Однако в 1577 году в Писцовой книге статус села уже указан как государственный.

В конце XVI века село Марчуги становится владением Федора Ивановича Берсенева-Беклемишева, а затем переходит к его дочери Ефросинье, вышедшей замуж за князя Михаила Федоровича Пожарского. Дети Михаила и Ефросиньи Пожарских проводили в Марчугах летнее время года. Один из сыновей - князь Дмитрий Михайлович Пожарский вошёл в русскую историю как освободитель от польско-литовских захватчиков.

Можно предположить, что село на тот момент являлось достаточно большим и развитым. Основной транспортный путь с юга в столицу - Москва-река - обеспечивал население хорошим доходом, а плодородные пойменные земли давали хорошие урожаи. Ефросинья запомнилась современникам как высокообразованная женщина с талантом организатора, всю жизнь она поддерживала и наставляла сына, несомненно, что выбрав Марчуги как дом для своих детей, она вложила в обустройство и развитие села достаточно средств и энергии.

В середине XVII века Марчуги перешли боярам Милославским, по всей видимости, через внучку Дмитрия Пожарского Анну Петровну, вторым мужем которой был Иван Алексеевич Милославский.
Определённое внимание к развитию села уделила вдова лейтенанта флота А.М. Милославская, при участии и финансировании которой в 1768 году в селе была построена новая Крестовоздвиженская церковь.

Крестовоздвиженский храм в деревне Марчуги Московской области
Восьмерик на четверике - классическое построение храма в XVIII веке

От Милославских село перешло к князьям Черкасским, наследникам другой внучки Дмитрия Пожарского - Евдокии Ивановны, жены князя Михаила Алегуковича Черкасского.
В 1840-1850-е годы князь Алексей Борисович Черкасский, а затем и его вдова Мария Николаевна Черкасская, пристроили к церкви два предела, трапезную, а затем и колокольню.

Крестовоздвиженский храм в деревне Марчуги Московской области
Общий вид Крестовоздвиженского храма

Однако во второй половине XIX века село стало угасать. Значение реки как транспортной артерии стало неуклонно снижаться. Железная дорога от Москвы до Коломны, а затем и до Рязани прошла по другой стороне реки. Дорога на Рязань также оставила село в стороне от транспортных потоков. Основным занятием населения оставалось сельское хозяйство, но с отменой крепостного права большинство молодёжи стремилось перебраться в столицу или быстро развивающиеся промышленные города Подмосковья.

На начало XX века в селе было 211 дворов, население составляло больше 800 человек. В селе работало земское училище. В Марчугах находилась и некая усадьба графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова, известного собирателя усадеб в окрестностях Воскресенска. В частности, С.В. Орлову-Давыдову частично принадлежали усадьбы в Спасском (на другой стороне Москва-реки) и Кривякино (в Воскресенске). Наследницей бездетного графа незадолго до революции стала княгиня Александра Ливен, урождённая Васильчикова. Что представляла собой усадьба в Марчугах, и что с ней стало, из интернет-источников проследить не удалось. По всей видимости, она утрачена.

Крестовоздвиженский храм в селе Марчуги

Первое письменное упоминание о наличии в селе Крестовоздвиженской церкви относится к 1620-м годам: в Писцовой книге Коломенского уезда перечислен и деревянный храм. Подтопление деревянного храма в результате разливов и изменения русла Москва-реки привели к тому, что в середине XVIII века храм оказался в аварийном состоянии и стал малодоступен из-за подступившей воды.

В 1768 году наследница Пожарских А.М.Милославская возвела в Марчугах новый кирпичный храм в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. По архитектурной конструкции храм являлся типичным решением «восьмерик на четверике». Современный вид церкви позволяет предположить наличие культурного слоя, который создаёт некоторый эффект »врастания» основного храма в землю. В момент постройки двусветное основание, вероятно, выглядело более высоким, а сам храм являлся безусловной архитектурной доминантой не только села, но и всех окрестностей, так как его хорошо видно с низких заливных лугов.

Крестовоздвиженский храм в деревне Марчуги Московской области
Общий вид Крестовоздвиженского храма

В 1848 году князь А.Б.Черкасский достроил к храму пределы Святителя Николая и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, а также трапезную.
В 1858 году к комплексу была пристроена колокольня, и общая композиция храма обрела современный вид.
В 1894-1895 году храм был полностью отремонтирован. Внутренние стены и своды были расписаны, в храме был установлен резной иконостас, сохранившийся до сих пор.

Колокольня Крестовоздвиженского храма в деревне Марчуги Московской области
Колокольня

Крестовоздвиженский храм в деревне Марчуги - охранная табличка
Охранная табличка

Крестовоздвженская церковь в Марчугах не была разграблена в послереволюционный период и эпоху гонений. Священник церкви Михаил Взоров был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне, однако сам храм остался неприкосновенным благодаря неприступной двери и мужеству старосты общины, спрятавшейся вместе с ключами в подвале знакомых. Внутреннее убранство храма не пострадало, и он оставался действующим на протяжении всей советской эпохи. Таким образом, общая продолжительность непрерывных богослужений в храме насчитывает почти 250 лет.

День памяти святых Бориса и Глеба - 15 мая по новому стилю - отмечается в Марчугах как престольный праздник.


Крестовоздвиженский храм в деревне Марчуги - остатки некрополя
Одно из сохранившихся надгробий некрополя (захоронение конца XIX века)

Татьяна Селянинова, 2016. Фото автора, 2016




Далее: Никитское

    → Главная   → По Рязанской дороге   → Марчуги  


Старая Коломна На каяках по Осетру Старые фото Коломны
  История Природа Древность Современность Творчество Окрестности  
Коломна.su, 2010-2022. Город Коломна - история города,
достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды,
коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты.
Контакты
Партнеры
О проекте
Карта сайта

Яндекс.Метрика
Tatsel.ru