История Коломны | Природа Коломны | Старая Коломна | Современная Коломна | Коломна творческая | По Рязанской дороге |
История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дорогеПеровоКузьминкиКрасковоБыковоКривцыМарковоБронницыФаустовоВиноградовоМарчугиНикитскоеСтепановскоеМарьинкаЛопатинский рудникКривякиноПруссыГородняШкиньЧеркизово и СтаркиСенницыЗарайск | МарчугиПроисхождение названия селаУдобное расположение села на высоком берегу Москва-реки, рядом с разливными лугами и лесными массивами позволяет предположить, что эта местность была обитаема издревле. Рядом с Марчугами, почти вплотную, расположена деревня Городище, название которой указывает на существование здесь в древности некоего укреплённого и многолюдного поселения, возможно, разграбленного или сгоревшего, а потом вновь заселённого. Этимология названия села - предмет различных толкований. Само название в разных источниках пишется по разному: Марчуги, Марчухи, Морчюки, Марчюково. Наиболее разумный разбор названия по составу: «мор-мар» - корень, «чук-чух» - патронимический суффикс, означавший отечество, дававший указание на сына или ученика кого-либо, впоследствии приобретший уменьшительное значение.
Наиболее логичной представляется версия происхождения названия от местного обозначения пойменных земель. Москва-река в этом месте образовывала несколько неустойчивых русел, которые формировали широкую низину, в прежние века целиком заливавшуюся в период весеннего таяния снега и льда. «Морчюки» или «марчуки», как называли образовывавшиеся заводи, возможно, восходят к сравнению с маленьким морем.
Помимо типичных сельскохозяйственных работ и дел, обитатели Марчугов и окрестных деревень издревле занимались коневодством и промыслом вытаскивания кораблей вверх по течению Москва-реки от Коломны до столицы. Сочные и обширные пойменные луга давали возможность заготавливать на зиму достаточные запасы сена, чтобы содержать лошадей и заниматься их разведением. Сложная местность и неустойчивое русло реки требовали помощи лоцманов и конной тяги для подъёма кораблей по воде против течения. Артели коневодов и бригады, занимавшиеся перегоном судов по реке, существовали в Марчугах вплоть до начала XX века. Интересно, что село Фаустово, расположенное с другой стороны Москва-реки, на северной границе низины, упоминалось в письменных источниках как «Фаустово, Марчуги тож», что указывает на весьма широкое использование слова «марчуги» для описания всей этой местности. Существует и ещё две дервни Марчуги на карте Российской федерации — это деревня в Нытвенском районе Пермского края, над пойменными землями Камы, и деревня в Кимовском районе Тульской области.
Версия происхождения названия от церковного имени «Марк» не соответствует временным границам и логике возникновения названий: хотя христианство уже распространилось по русским землям, названия населённых пунктов всё же восходили к каким-либо описательным характеристикам или прозвищам обитателей и владельцев, которые по большей части не основывались на церковных именах. История села МарчугиПисьменная история села Марчуги начинается с 1451 года, упоминание о селе (в написании Марчюково) встречается в завещании княгини Софьи Витовтовны, вдовы великого князя Василия I Дмитриевича. Софья Витовтовна, вероятнее всего, получила село в подарок или в наследство от мужа. Из трёх сохранившихся духовных грамот князя Василия I разных лет известно, что он оставлял жене коломенские волости, в составе которых, возможно, находились и Марчуги. Волости эти считались богатыми и желанными, что косвенно указывает и на относительное благополучие их обитателей. Наследник Софьи Витовтовны князь Юрий Васильевич Меньшой завещал село Архангельскому собору в Москве, и в 1472 году село перешло в церковное владение. Однако в 1577 году в Писцовой книге статус села уже указан как государственный. В конце XVI века село Марчуги становится владением Федора Ивановича Берсенева-Беклемишева, а затем переходит к его дочери Ефросинье, вышедшей замуж за князя Михаила Федоровича Пожарского. Дети Михаила и Ефросиньи Пожарских проводили в Марчугах летнее время года. Один из сыновей - князь Дмитрий Михайлович Пожарский вошёл в русскую историю как освободитель от польско-литовских захватчиков. Можно предположить, что село на тот момент являлось достаточно большим и развитым. Основной транспортный путь с юга в столицу - Москва-река - обеспечивал население хорошим доходом, а плодородные пойменные земли давали хорошие урожаи. Ефросинья запомнилась современникам как высокообразованная женщина с талантом организатора, всю жизнь она поддерживала и наставляла сына, несомненно, что выбрав Марчуги как дом для своих детей, она вложила в обустройство и развитие села достаточно средств и энергии.
В середине XVII века Марчуги перешли боярам Милославским, по всей видимости, через внучку Дмитрия Пожарского Анну Петровну, вторым мужем которой был Иван Алексеевич Милославский.
От Милославских село перешло к князьям Черкасским, наследникам другой внучки Дмитрия Пожарского - Евдокии Ивановны, жены князя Михаила Алегуковича Черкасского.
Однако во второй половине XIX века село стало угасать. Значение реки как транспортной артерии стало неуклонно снижаться. Железная дорога от Москвы до Коломны, а затем и до Рязани прошла по другой стороне реки. Дорога на Рязань также оставила село в стороне от транспортных потоков. Основным занятием населения оставалось сельское хозяйство, но с отменой крепостного права большинство молодёжи стремилось перебраться в столицу или быстро развивающиеся промышленные города Подмосковья. На начало XX века в селе было 211 дворов, население составляло больше 800 человек. В селе работало земское училище. В Марчугах находилась и некая усадьба графа Сергея Владимировича Орлова-Давыдова, известного собирателя усадеб в окрестностях Воскресенска. В частности, С.В. Орлову-Давыдову частично принадлежали усадьбы в Спасском (на другой стороне Москва-реки) и Кривякино (в Воскресенске). Наследницей бездетного графа незадолго до революции стала княгиня Александра Ливен, урождённая Васильчикова. Что представляла собой усадьба в Марчугах, и что с ней стало, из интернет-источников проследить не удалось. По всей видимости, она утрачена. Крестовоздвиженский храм в селе МарчугиПервое письменное упоминание о наличии в селе Крестовоздвиженской церкви относится к 1620-м годам: в Писцовой книге Коломенского уезда перечислен и деревянный храм. Подтопление деревянного храма в результате разливов и изменения русла Москва-реки привели к тому, что в середине XVIII века храм оказался в аварийном состоянии и стал малодоступен из-за подступившей воды. В 1768 году наследница Пожарских А.М.Милославская возвела в Марчугах новый кирпичный храм в честь праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. По архитектурной конструкции храм являлся типичным решением «восьмерик на четверике». Современный вид церкви позволяет предположить наличие культурного слоя, который создаёт некоторый эффект »врастания» основного храма в землю. В момент постройки двусветное основание, вероятно, выглядело более высоким, а сам храм являлся безусловной архитектурной доминантой не только села, но и всех окрестностей, так как его хорошо видно с низких заливных лугов.
В 1848 году князь А.Б.Черкасский достроил к храму пределы Святителя Николая и
святых страстотерпцев Бориса и Глеба, а также трапезную.
Крестовоздвженская церковь в Марчугах не была разграблена в послереволюционный период и эпоху гонений. Священник церкви Михаил Взоров был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне, однако сам храм остался неприкосновенным благодаря неприступной двери и мужеству старосты общины, спрятавшейся вместе с ключами в подвале знакомых. Внутреннее убранство храма не пострадало, и он оставался действующим на протяжении всей советской эпохи. Таким образом, общая продолжительность непрерывных богослужений в храме насчитывает почти 250 лет. День памяти святых Бориса и Глеба - 15 мая по новому стилю - отмечается в Марчугах как престольный праздник.
Татьяна Селянинова, 2016. Фото автора, 2016 Далее: Никитское
|
История Природа Древность Современность Творчество Окрестности |
Коломна.su, 2010-2022. Город Коломна - история города, достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды, коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты. |
Контакты Партнеры |
О проекте Карта сайта |
|
Tatsel.ru |