Коломна
История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Современная Коломна Коломна творческая По Рязанской дороге  
История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Легенды Коломны Коломна во времена Куликовской битвыКоломенский кремльСхема расположения объектов в Коломенском КремлеМаринкина башняПятницкие воротаКоломенские монастыриБобренев монастырьНово-Голутвин Свято-Троицкий монастырьСтаро-Голутвин монастырьУспенский Брусенский женский монастырьКрестовоздвиженский собор Успенского Брусненского монастыряКоломна: псевдоготика, нарышкинский стиль, классицизмФотографии Коломны конца XIX-начала XX вековКоломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дороге

Коломна: псевдоготика, нарышкинский стиль, классицизм

В Коломне довольно часто встречаются памятники псевдоготического стиля. Сюда относят бывшее Архиерейское подворье (в кремле), а также ограды четырех монастырей — Брусенского, Ново-Голутвина (в кремле же), Старо-Голутвина (при слиянии Москвы-реки с Окой) и Бобренева (по ту сторону реки). Все эти памятники созданы в последней четверти XVIII века (Архиерейское подворье перестроено позднее), когда увлечение псевдоготикой захлестнуло даже придворную архитектуру (знаменитое Царицыно под Москвой).

Исследователи проявили немало остроумия в поисках объяснения этому явлению, возникшему, казалось бы, в самое неподходящее время — в период расцвета строгого классицизма, весь рациональный дух которого противоречил иррационализму псевдоготики. Но действительно ли русских архитекторов интересовала готическая архитектура как таковая? Вряд ли. Скорее, их влекло к архитектурной «романтике», и они находили ее в довольно затейливых образах русской архитектуры конца XVII века, получивших название «нарышкинского стиля». Известно, что «нарышкинским стилем» увлекались и В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, плодом чего был живописный ансамбль в подмосковном Царицыне.

В Коломне есть постройки «нарышкинского стиля», великолепным и довольно редким образцом которого (редким именно в гражданском зодчестве) является так называемый «Воеводский дом» (Посадская ул., 13). И здесь коломенская архитектура перекликается с рязанской, где есть не менее, а, пожалуй, еще более оригинальный Архиерейский дом того же стиля.

Воеводский дом

Коломенская псевдоготика предвосхищает рязанскую. Как уже сказано, они представлены монастырскими оградами. Видимо, в этой области зодчие были более свободными в выражении своих намерений. Коломенские монастырские ограды очень оживляют не только рядовую деревянную и каменную, но и классическую застройку города. Устремленные вверх своими остриями, изящные двух- и трехъярусные цилиндрические башенки выглядят среди окружающих домов как минареты, кажется даже, что мы попали в какое-то татарское селение.

Почти всем этим Коломна обязана М. Ф. Казакову, который приехал сюда в 1778 году и, как уже говорилось выше, увлекся величественными образами кремля. Не этими ли увлечениями объясняется интерес М. Ф. Казакова к псевдоготике? В сущности, не псевдоготикой он интересовался, а средневековым зодчеством вообще, и в частности — древнерусским. Этим же интересовался и его знаменитый современник - В. И. Баженов. Но в то время как В. И. Баженов придавал своим творениям в «средневековом стиле» барочный оттенок, у М. Ф. Казакова сильно чувствовалась классическая подоснова. Она проглядывает и в коломенских памятниках.

Коломна богата памятниками классицизма, это ее гордость. Можно часами ходить по городу и любоваться ими. Совершенно по-столичному выглядит ротонда Вознесенской церкви, что на углу Комсомольской и Красногвардейской улиц. Она построена в 1792-1799 годах и приписывается М.Ф. Казакову. К цилиндрическому объему храма примыкает трапезная со скругленными же углами. Композиция Вознесенской церкви, рисунок ее ворот и ограды отличаются изяществом, а пластический декор — большой тонкостью. Почти такой же храм примерно в те же годы и несомненно по проекту М. Ф. Казакова был построен в глубине Рязанской губернии, в Протасьевом Углу. Оба храма — коломенский и рязанский — восходят к казаковской церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке в Москве (1791 — 1803). Но самое интересное — эти памятники говорят о том, что ранне-классические формы были особенно любимы вдали от Москвы. Подчас это были своего рода «свободные подходы» от позднего барокко к классицизму, допускающие разные вольности, благодаря которым архитектурный образ не перерастал в застывший канон, не приобретал холодной официальности.

Вознесенская церковь

Другое дело — церковь Архангела Михаила (Гражданская ул., 71). Ее купольная ротонда, воздвигнутая на строгий в своих гранях четверик с портиками, несмотря на декорацию спаренными колоннами, уже ничего не имеет от поэтики раннего классицизма. Качество архитектуры здесь достаточно высокое, но сам архитектурный образ как-то снивелирован. Возможно, что все это произошло оттого, что построенная в конце XVIII века церковь перестраивалась в 1828 — 1833 годах (архитектор Ф. М. Шестаков). Приобретя более внушительный и в какой-то степени даже гражданский облик, бывший храм хорошо отвечает новой современной функции: в нем с 1937 года находится очень интересный местный музей. Так или иначе, но тенденция к «очищению» плоскостей стен, к их геометризации открывала дорогу к ампиру.
Впрочем, надо сознаться, что отличие ампира от классицизма далеко не всегда определимо, нередко их стилевые признаки как бы переливаются вдруг в друга. Характеризовать такие синкретические памятники очень трудно.

Надо отдать должное коломенскому классицизму. Дом Озерова (ул. Труда) — это весьма незаурядное произведение, которому трудно подыскать аналогии, особенно его дворовому фасаду. «Величественный классицизм» - так характеризуют этот архитектурный стиль историки-искусствоведы. К «величественному классицизму» относится и здание больницы на Красной улице. Оба здания несут высоко поднятые на ризалитах шести-колонные портики.

Дом Озерова




Далее: Фотографии Коломны конца XIX-начала XX веков

    → Главная   → Старая Коломна   → Коломна: псевдоготика, нарышкинский стиль, классицизм  



    © Коломна.su, 2010-2014. Город Коломна - история города,
    достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды,
    коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты.
Контакты
Обратная связь
Партнеры
О проекте
Карта сайта
Идея и поддержка:
Tatsel.ru
  Главная | История Коломны | Природа Коломны | Древняя Коломна | Современная Коломна | Коломна творческая | По Рязанской дороге