История Коломны | Природа Коломны | Старая Коломна | Современная Коломна | Коломна творческая | По Рязанской дороге |
История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Легенды Коломны Коломна во времена Куликовской битвыКоломенский кремльСхема расположения объектов в Коломенском КремлеМаринкина башняПятницкие воротаКоломенские монастыриБобренев монастырьНово-Голутвин Свято-Троицкий монастырьСтаро-Голутвин монастырьУспенский Брусенский женский монастырьКрестовоздвиженский собор Успенского Брусненского монастыряИконы Коломны в музеях и среди насКоломна: псевдоготика, нарышкинский стиль, классицизмФотографии Коломны конца XIX-начала XX вековКоломна сегодняКоломна творческаяПо Рязанской дороге | Иконы Коломны в музеях и среди насИлья Боровиков Коломенские шедевры в Третьяковской галерееКоломна была одним из крупных центров средневекового искусства, что подтверждается несколькими шедеврами древнерусской живописи родом из этого города, ныне хранящимися в Третьяковской галерее. Самая знаменитая из коломенских икон – «Донская Богоматерь», исполненная в конце XIV века для городского Успенского собора мастером круга Феофана Грека (рис.1). Этот памятник по праву считается шедевром мирового уровня – его художественные качества не уступают блистательным образцам искусства Византии или готической Европы того же времени.
Однако и другие, менее известные, но вполне сравнимые по уровню произведения, связанные с городом на Оке, принадлежат золотому фонду средневекового искусства. Таковы:
Все эти иконы были вывезены в первые десятилетия Советской власти в Москву и переданы Третьяковской галерее. Сохранились даже соответствующие документы, отразившие процедуру этой передачи (рис. 7).
В храмах и музейном фонде Коломны, конечно же, остались значимые старинные иконы, но весь «цвет» древней живописи этого города отошел столице, что, к добру или к худу, продолжило тенденцию «собирательства» Москвой наиболее значимых региональных святынь, положенную еще царями Василием III и Иваном Грозным. Итак, нам может показаться, что автохтонная коломенская культура, отраженная в иконописи - давно уже исключительная собственность музеев, а из обихода простых смертных атрибуты здешней церковной старины давно изъяты. Но это не так. Массовый увоз средневековых шедевров, конечно, обесцветил художественное наследие, сохраняемое в городе. Однако Коломна всегда оставалась значимым духовным и художественным центром, о чем свидетельствуют, в частности, некоторые иконы, связанные с сакральной жизнью Коломны в XIX веке и до сих пор находящиеся среди нас. Конечно, эти памятники в сравнение не идут со святынями эпохи Рублева. Но у них есть скромное и неоспоримое преимущество. Эти антикварные произведения, бытующие на просторах арт-рынка, можно не только увидеть, но потрогать руками или даже, купив, заполучить в коллекцию. Икона из Коломны - «Покров Богоматери»К примеру, несколько лет назад в антикварном сообществе появилась ищущая нового владельца прекрасная икона «Покров Богоматери» (рис.8).
На ней представлено чудо Богородицы, явленное в пригороде Константинополя, Влахернах, в IX веке: когда город окружил флот варваров, св. Андрею Юродивому было видение Богоматери, простершей над Царьградом свой покров в знак защиты. Этот сюжет был очень популярен на Руси. Композиция нашей иконы выдержана в «московской» традиции, когда Богоматерь как бы шествует справа налево в сопровождении сонма святых, а стиль образа чем-то напоминает мстерские «письма». Однако отличается от них рядом нюансов, впрочем, не уступая в прекрасно выдержанной колористике и тонкой стилизации, выдающей стремление автора приблизиться к образцам «строгановских» миниатюр. Заслуживает внимания запись на обороте иконы: «Сей святый образ изобразил руками многогрешный раб Христов Андрей Иванов Брысин в лето 7403 (1895) месяца октября в 4 день в деревне Поповке близ града Коломны, отстоит в 12 поприщах» (рис. 9,10).
Из надписи мы можем заключить, что в коломенских землях в конце XIX века существовало первоклассное иконописание, не уступающее по уровню «столичным» Владимирским мастерским и обладающее своим индивидуальным лицом. Икона написана с тонким понимаем древнерусской традиции, хорошими красками на сусальном золоте и, очевидно, была предметом дорогого заказа какого-то обеспеченного жителя Коломны. Икона из Коломны – «Распятие с избранными святыми»Чуть скромнее по исполнению, но не менее благородна по стилистике другая икона – «Распятие с избранными святыми», недавно промелькнувшая на интернет-торгах (рис. 11). Надпись на нижнем поле слева гласит: «Написана сия святая икона в лето 1857 месяца марта… на память преподобного отца нашего… в городе Коломне» (рис. 12).
Иконы избранных святых распространились в обиходе широких слоев населения в позднее время, когда произошел сдвиг религиозной модели от общинной к индивидуальной. Избранные святые – тезоименитые покровители заказчика и членов его семьи, молящие Христа о спасении душ своих подопечных - появились на иконах как следствие укрепляющихся представлений об уникальности каждого человека, его личной ответственности перед Богом и Его заинтересованности в судьбе каждой отдельной души. Особенно такие иконы были популярны у старообрядцев. И наша икона – классический памятник старообрядческой культуры. Об этом говорит и ее архаическая эстетика, и руки святых, сложенные в двуперстные «знамения», и типичный предмет старообрядческого литья: медный крест-Распятие, врезанный в середину образа. Близ Коломны находился крупный центр древлеправославной культуры – Гуслицы. Однако икона не гуслицкая по стилю, и надпись уточняет ее коломенское происхождение. Очевидно, и в самой Коломне существовали староверские общины с собственным иконописанием, хранящим традиции той самой древней культуры, что представлена великими памятниками XIV-XVI веков в Третьяковской галерее. Икона из Коломны - «Преподобная Ангелина и мученица Гликерия»Однако не только традиционная иконопись - в византийском и древнерусском духе - процветала в старой Коломне. XIX век – эпоха широчайшей палитры художественных средств, задействованных для создания святого образа. Его поиски велись и в русле «академической» живописной манеры, в провинциальной трактовке достигавшей большой экспрессии и выразительности. Пример подобного искусства - образ двух избранных «святых жён» - преподобной Ангелины и мученицы Гликерии (рис. 13). Вероятно, это снова икона «патронального» характера, заказанная носительницами соответствующих имен или для них, если они были, например, дочерьми благочестивого горожанина. Пишем горожанина, потому что эстетика иконы в живописно-«реалистическом» ключе была в основном востребована в среде образованных городских сословий, знакомых с европейскими вкусами.
В отличие от памятников в древнерусской традиции, представлявших святых эмоционально однородными, на живописной иконе-«картине» героини показаны в разных психологических состояниях: сербская преподобная XV века стоит с молитвенно просветленным и слезно умиленным лицом, а в чертах римской мученицы II века смешались страдание и вера (рис. 14). На нижнем поле различима надпись – «В 1872 году писал сей образ Коломенской живописец Рафаил М.». И именование себя живописцем, и сам факт проставления авторского имени соответствует полусветскому началу в исполнении иконы, этого памятника провинциальной городской культуры эпохи позднего классицизма.
Итак, на примере данных трех икон мы можем наблюдать различные духовные срезы религиозной жизни старой Коломны второй половины XIX в. Здесь существовала вполне элитарная, столичного уровня иконопись для богатых заказчиков и знатоков. Но кроме того, работали и мастера попроще, удовлетворявшие вкусам не столь взыскательным - запросам широких слоев населения: как старообрядцев, ценителей «древлего благочестия» в иконе, так и городского мещанства и интеллигенции, предпочитавших более светскую, ренессансного типа манеру. Коломенская икона XVII века - «Успение Богоматери»
Напоследок посмотрим еще одну антикварную икону, связанную со старинным городом на Оке. В отличие от показанных выше, этот памятник древнерусский: «Успение Богоматери» раннего XVII века, возможно, созданный еще до Смуты (рис. 15). На это указывает тесно связанный с годуновским временем изысканный рисунок и прозрачные цвета природных пигментов, легкие и воздушные, а не густые и насыщенно-глуховатые, как в зрелом XVII столетии. Стиль иконы не назовешь столичным, эта несколько лапидарная и формульная манера живописи скорее характерна для Поволжья или даже Севера. Однако, перевернув икону, мы можем прочесть резную владельческую надпись, не исключающую близость памятника культуре Московской Руси: «Молитца Григорий Григорьев сын Коломнитин портной мастер» (рис. 16). Замечательный текст исполнен высокой вязью и, судя по палеографии, также относится к XVII веку.
Было бы очень привлекательно допустить мысль о том, что мы держим в руках древнюю коломенскую икону, которая, хоть и отстоит от экспонатов Третьяковки на полтора-два века, все же представляет собой яркий памятник еще культуры Средневековья, причем, в отличие от великих недосягаемых шедевров, доступный к приобретению. Увы, прозвание «Коломнитин» говорит о том, что хозяин иконы был выходцем из Коломны, стало быть, вырезал надпись, находясь уже далеко от родины. С другой стороны, радует то, что его фамилия звучит не «Коломнитинов», то есть коломенским уроженцем был именно он, а не кто-то из его далеких предков. Мы не знаем, привез ли портной Григорий икону со своей родины – из Коломны, или все-таки приобрел ее уже в новом месте обитания. Но волнителен сам факт того, что этот предмет принадлежал древнему уроженцу Коломенской земли, пращуру многих современных коренных жителей города. Мы можем сказать об этом человеке, что он был, очевидно, хороший мастер: достаточно обеспеченный (в семнадцатом веке такая икона являлась довольно роскошным атрибутом), благочестивый (по истово выполненной надписи), прекрасно обученный грамоте и, судя по грубоватому, но несомненному изяществу ее начертания, он обладал хорошо развитым чувством красоты. Наверняка, если поставить себе задачу специально отслеживать «коломенскую» иконопись на арт-рынке, можно найти довольно много интересных артефактов. Надеемся, что когда-нибудь в каждом старом русском городе появится свой коллекционер-меценат, влюбленный в родную старину и охочий до памятников сугубо местного благочестия. Такие коллекции «на местах» позволили бы ярче выделить региональное своеобразие того или иного уголка России и снискать ему славу далеко за его пределами. Подобное собрание, созданное в Коломне, явилось бы великолепным украшением этого очага старой русской культуры. Связаться с автором можно по электронной почте: ilyaborovikov@yandex.ru
Источники:
Далее: Коломна: псевдоготика, нарышкинский стиль, классицизм
|
История Природа Древность Современность Творчество Окрестности |
Коломна.su, 2010-2022. Город Коломна - история города, достопримечательности, природа, окрестности. Городские легенды, коломенские монастыри, музеи, памятники и культурные объекты. |
Контакты Партнеры |
О проекте Карта сайта |
|
Tatsel.ru |