История Коломны Природа Коломны Старая Коломна Коломна сегодняКоломна творческаяПутешествие в Коломну. Живопись Михаила АбакумоваПо Рязанской дороге |
Коломна творческая
Коломна - красивый, спокойный, гармоничный с природой и вырастающий из многовековой истории город, сохранивший и медлительное очарование, и тревогу былых смут, и естественность провинциального местечка, и спящую готовность к обороне пограничного форпоста.
Загадочность и элегия Коломны манят к себе людей с творческим видением мира, волнуют и взбудораживают вдохновение писателей, художников, музыкантов. С древнейших времен и по сию пору Коломна пробуждает желание творить, говорить, петь, писать и выплескивать в мир сопричастность к чему-то невыразимому и прекрасному...
Литературная Коломна
Из литературных памятников древности два имеют прямое отношение к Коломне. Это «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище»
«Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича» - рассказ о победе Дмитрия Донского над войском Мамая на Куликовом поле. Создание этого памятника древнерусской литературы обычно относят к концу XIV - началу XV веков. Сохранилось лишь шесть списков произведения, которые дают повод для споров о первичности той или иной версии, значимости тех или иных различий. В литературоведении в последнее время преобладает мнение, что «Задонщина» является подражанием «Слову о полку Игореве», тем не менее это яркий и интереснейший документ об исторических событиях эпохи становления российской государственности.
«Сказание о Мамаевом побоище» — литературное произведение XV века о событиях Куликовской битвы. «Сказание» сохранилось в значительном количестве списков и было своего рода «бестселлером» древне-русской литературы. Особое впечатление «Сказание» создает
за счет соединения точных исторических подробностей и волшебных, мистических ответвлений сюжета, которые придают повествованию оттенок сказочности. О Коломне рассказывается в «Сказании» как о важной точке маршрута русского войска Дмитрия Донского от Москвы к Куликову полю.
Писатели, поэты, литераторы, связанные с Коломной
Адам Олеарий (1599 - 1671)
Немецкий путешественник, историк, математик, рисовальщик, переводчик. В 1633-1635 годы Олеарий входил в первое посольство шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III в Московию, в 1635 году участвовал в путешествии второго посольства через Россию в Персию (которое проходило через Коломну), в 1643 году ещё раз посетил Московию. Оленария ценил и уважал царь Михаил Федорович, который неоднократно предлагал ему остаться при своем дворе. Однако Олеарий предпочел жизнь библиотекаря и конструктора на родине.
Главным свершением Адама Олеария стал подробный дневник путешествий, в котором правдиво и точно описаны города и люди, которых видел Олеарий. Особую ценность труду придают рисунки костюмов, бытовые сценки, зарисовки местностей, сделанные с натуры.
В записках Олеария есть много загадок, в том числе и о Коломне, и книга посланника до сих пор привлекает исследователей и историков.
Иван Лажечников (1790 - 1869)
Писатель родился и жил в Коломне, изобразил нравы и быт коломенских жителей в ряде своих великолепных книг. Романы «Ледяной дом», «Басурман», «Последний Новик» - вошли в историю русской литературы драматичными сюжетами, яркими описаниями
и сильными характерами персонажей. Усадьба писателя расположена неподалеку от Коломенского Кремля, на площади Двух революций, в ней открыт музей писателя.
Александр Куприн (1870 - 1938)
Русский писатель, автор ряда знаковых романов, романтик и натуралист, пронзительно и грустро отразивший в своих произведениях жизнь России рубежа XIX-XX веков. Но в то же время прозе Куприна в прериод 1905 - 1917 года присущи светлые и радостные мотивы, которые являлись редкостью среди всеобщего предчувствия хаоса. Плодотворным оказался и период эмиграции. За семнадцать лет, проведенных в Париже, Куприн написал несколько больших романов, в которых запечатлел образ уже разрушенного мира.
В Коломне Куприн бывал неоднократно, старый деревянный особнячок с западной стороны Соборной площади Кремля даже носит название «Дом Куприна», но принадлежал этот дом Станиславу Генриховичу Нату и его жене Александре Ивановне - родной старшей сестре писателя. Станислав Нат работал лесничим в Зарайском уезде, и Куприн, любивший охоту, часто приезжал к родственникам. Есть свидетельства, что Станислав и Александра стали прототипами ряда персонажей Куприна, а сам писатель время от времени писал статьи о лесных пожарах и даже подрабатывал землеустроителем.
Борис Пильняк (1894 - 1938)
Писатель, автор ряда противоречивых романов, известный представитель русской модернистской литературы ХХ века.
Несмотря на провокационность и даже спекулятивность некоторых произведений, а также неоднозначную оценку его литературного творчества, Борис Пильняк являлся одним из наиболее издаваемых авторов в послереволюционной России. В 1920 году возглавил Всероссийский Союз писателей, целью которого было сохранение традиций русской литературы и защита «старых» писателей в новых постреволюционных условиях. Был расстрелян по сфабрикованному обвинению в шпионаже в пользу Японии.
В Коломне сохранились два дома, имеющих непосредственное отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской переселился, когда женился, и жил здесь семь лет. После переезда в Москву в этом доме продолжала жить его первая жена с их детьми. 24 октября 1980 на фасаде дома открыта мраморная мемориальная доска.
Сергей Шервинский (1892 — 1991)
Поэт, переводчик, писатель, искусствовед, автор книг для детей, автор стихотворного перевода «Слова о полку Игореве», который считается одним из лучших. Переводы Шервинского римских авторов античности, армянской поэзии, немецких классиков поэзии познакомили
российских читателей с огромными и важными пластами мировой культуры.
Семье Шервинских принадлежала усадьба Старки на окраине села Черкизово, неподалеку от Коломны. С этой усадьбой связаны очень многие имена русской литературы XX века. В гостях у Шервинских здесь в разные годы бывали Борис Пастернак и Михаил Лозинский, Анна Ахматова и Валерий Брюсов, Марина Цветаева и Николай Позняков.
В Коломне также бывали проездом, жили, останавливались у друзей Н. Карамзин, Н. Гоголь, А. Островский, Д. Григорович, В. Вересаев, И. Соколов-Микитов, В. Ерофеев
Международный яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки»
Фестиваль проходит ежегодно в сентябре. Основное действие праздника разворачивается на площади перед Музеем Пастилы, а героями праздника становятся известные творческие люди, связанные с Коломной, а также персонажи литературных и музыкальных произведений.
В программу праздника включаются всевозможные арт-представления, перфомансы, литературные чтения. В фестивале принимают участие иностранные гости. В 2013 году фестиваль был приурочен к году Нидерландов в России. Также в рамках события был открыт Японский павильон при поддержке Японского культурного центра. В фестивале участвуют многие известные актеры, писатели, художники, режиссеры.
Особое внимание уделяется детям и образовательно-развлекательным мероприятиям для детских аудиторий разного возраста.
Важнейшей темой фестиваля являются и яблоки. Цветущий яблоневый сад, пора завязи и созревания, зеленые яблоки и сочные спелые плоды в ярком осеннем многоцветии - все это источники вдохновения, особая часть культурного бытия Коломны. Выращивание яблок, секреты садового искусства - одна из ярких тематических страниц фестиваля. А приготовление яблочной пастилы и обсуждения кулинарных рецептов блюд с использованием яблок вносят в праздник нотку естественности и гармонии человека с природой.
Коломна в изобразительном искусстве
Иконы Коломны в музеях и среди нас Коломна была одним из крупных центров средневекового искусства, что подтверждается несколькими шедеврами древнерусской живописи родом из этого города, ныне хранящимися в Третьяковской галерее. В храмах и музейном фонде Коломны, конечно же, остались значимые старинные иконы, но весь «цвет» древней живописи этого города отошел столице, что продолжило тенденцию «собирательства» Москвой наиболее значимых региональных святынь. Может показаться, что автохтонная коломенская культура, отраженная в иконописи - давно уже исключительная собственность музеев. Однако Коломна всегда оставалась значимым духовным и художественным центром, о чем свидетельствуют, в частности, некоторые иконы, связанные с сакральной жизнью Коломны в XIX веке и до сих пор находящиеся среди нас.
Путешествие в Коломну. Живопись Михаила Абакумова Всем лучшим в своей жизни и творчестве Михаил Абакумов обязан родной Коломне. Живопись Абакумова густая, пастозная, темпераментная с энергичным фактурным мазком, но вместе с тем тонкой сложной разработкой близких друг к другу тонов. Его маленькие этюды хочется рассматривать подолгу. Их можно назвать живописными миниатюрами, выдержанными в традициях мастерства русских пейзажистов. Главное, что отличает художника, это богатое чувство цвета.
Музыкальная Коломна
Александр Алябьев (1787 - 1851)
Русский композитор с драматической судьбой, автор знаменитого романса «Соловей».
После ссылки в Сибирь Алябьеву не разрешали жить в столицах, в 1842 году последовало высочайшее повеление на проживание опального композитора в Коломне. В городе и окрестностях проживали дальние родственники Алябьевых, в круг друзей композитора вошли видные местные дворяне и творческие люди. В Коломне Алябьев работал над оперой «Аммалат-Бек», а также создал несколько уникальных церковных хоров, навеянных, по всей видимости, самой атмосферой города и многоголосием церковных колоколов.
|